Леонид Герасимов | ||||
Исповедь перед мольбертом
Вот уже полтора часа сижу перед чистым листом бумаги. В привычном порядке разложены краски, кисти, банки с водой. Но работа не идёт. В голове десяток идей, сотни тем сюжетов, тысячи искушений. Знаю, как работать, но что-то мешает. Постоянные терзания доводят до исступления. Что-то не даёт сосредоточиться. Есть ощущение самонадеянности, что сродни гордыне. Вспомнил, что забыл прочитать молитву перед началом работы. Ведь какая это будет акварель без Творца? Если я понадеюсь на себя, а не на силу Божью, что это будет за работа? Есть от чего придти в отчаяние. Ведь даже самые духовные художники (вспомним Передвижников) не могли быть уверены в удачном итоге работы, поэтому они никогда не выходили из пределов своей уверенности в Боге. Духовный художник возлагает свою надежду на Бога и отчаивается лишь в своём эгоистическом «я». Самонадеянность и самодовольное «я» приносит человеку всё духовное несчастье. Что может принести художнику наибольший вред, как уверенность в себе? Странно звучит для художников, ставших мэтрами в изобразительном искусстве. И, тем не менее, уверенность в самом себе – есть величайший и коварный враг. Когда художник не ищет Бога, уверенность беспощадно разбивает надежды, всё, что мы «наворотили» на холсте. Уверенность в себе оставляет нас огорчёнными, несчастными отчаявшимися, перед мольбертом, под открытым небом Руки у художника оказываются связанными, ничего не могут сделать. Идёт борьба в одиночку. Закономерно, что она завершается поражением. Проницательный читатель понимает, кто в этом случае враг художника. И кто может одержать победу, если художник творит без Бога? Иногда добрый Господь Своей мудростью даёт художнику увидеть Своё Божественное вмешательство и то поражение, которое он потерпел от уверенности в себе. Если мы научимся прежде искать веру в силу Божию, а уже потом будем совершать свои чудеса на бумаге, на холсте, в глине, камне и т.д., такая работа будет людям и Богу в радость. И, конечно, художник получит полное творческое удовлетворение. Если мы научимся Богу подтверждать, что веруем в Него, тогда и Он поможет нам. Верить надо не в себя, не в свой эгоизм. Высшая цель художника – своими работами дать людям возможность понять смысл и цену жизни, не быть в услужении у атеистов и материалистов, не подстраивать своё творчество под какие-либо идеологические установки, а искать только Божественную Истину. Мне далеко до неё и никогда не достичь совершенства. Истинно искусство тогда, когда оно может признавать и искоренять прошлые заблуждения, приближая к Богу. Если искусство знает наперёд то, что оно должно найти в житейской суете, то это не искусство, а служанка чьих-то интересов. Мы должны чётко понимать своё предназначение – для чего нам даются таланты? Убеждать своим творчеством, что спасение нашего народа в нашей Вере, в нашем Покаянии, что ходить в церковь нравственнее, чем умиляться тупиковыми ветвями искусства – «Чёрными квадратами», криминальными детективами, рок-музыкой и т.д. Такое «искусство» не рождает любовь к Украине, к матери, женщине, ребенку. Единственный выход – это возвращение к нашим Православным традициям, к родничкам нашей нравственности, к христианским корням. Без этого Возрождения нам не дождаться. Другими словами, творчество не ради творчества, а для того, чтобы мы становились ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ друг к другу, чище, духовно богаче, добрее... Советская власть всем нам без исключения вдалбливала в голову: «У человека есть сила, воля к победе, и вообще человек – это звучит гордо». Власть нарочно искажала суть евангельских слов. Ведь если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование. Такой самоуверенный «художник», если выходит удачная работа (по его разумению), говорит, что он верил в удачу, в то, что произойдёт на холсте чудо, и потому так и случилось. Сейчас детей не учат уважать те христианские ценности, на которых духовно возрастал наш народ столетиями. Чтобы стать личностью в искусстве, не обязательно чтить традиции, взращённые веками. Так или примерно так формируется будущий художник. Иногда от зрелого художника можно услышать фразу: «Я—бог в живописи, у меня есть своё лицо, свой стиль и т.д.». Но для того, чтобы быть богом по благодати, надо иметь Благодать Бога, а об этом такой художник не думает. Он сам, своим эгоистическим, горделивым умом, делает себя богом. Когда художник имеет Благодать Божию и у него есть возможность стать богом по благодати – это одно, а самому делать себя богом – совсем другое. Мы частенько путаем: маэстро и окружающие его считают его богом, но в конечном результате кончается всё тем, что этот новоиспечённый божок превращается в безбожника. Красота или красивость наших «шедевров» не оправдывает нас перед Богом. В своих книгах и интервью на открытиях выставок я никогда не утверждал, что красота спасёт мир. Замусоленная эта фраза абсурдна сама по себе. Гитлер был замечательным акварелистом. Это, однако, не удержало его от чудовищных злодеяний. Ни один художник своими картинами без веры в Бога не способен изменить мир к лучшему. В сознании большинства наших современников стёрто различие между добром и злом, утрачены духовные ориентиры и ценности. Безбожие выхолостило из душ многих людей всё святое и божественное, и этим подготовило их умы и сердце к принятию ложных ценностей и представлений о Православной Церкви. После 70-летнего атеистического безумия, власти убийц, рождённой кровавым террором против своего же народа, людям, как глоток родниковой воды, нужен ответ на вопрос: «Как жить дальше?». Хотим мы того или нет, ответ способна дать только хранительница Вечных Истин – Православная Церковь. По крупице изучающим христианское наследие и традиции, приобретающим тем самым истинную мудрость, двери Церкви нам только-только начинают приоткрываться. Как часто мы крестимся перед Храмом, снимаем шапки, входим с Надеждой, но уходим с чувством недоумения, горечи, стыда за себя: культура наших предков, традиции, вера наших дедов, её язык нам уже не понятен и не доступен. Это мы-то, люди с высшим образованием, и не понимаем (или по духовной лени не хотим понимать) элементарного родного языка религиозного культа, где слиты воедино образ и его смысл – язык символов, который понимает любая бабулька. Более того, мы часто забываем и должным образом не чтим тех людей, святых, оставивших нам этот бесценный подарок – наши духовные и культурные традиции и ценности. А то, что нам не понятно в Церкви, легче всего отвергнуть. Да и как не отвергать, если почти в каждом советском фильме критиковалось духовенство. Один Леонид Гайдай чего только стоит. И это называется у нас золотым фондом кинематографии?! Каждому режиссёру предписывалось «разоблачать попов». В итоге мы имеем то, что имеем. Чтобы что-то исправить в нашем бестолковом обществе, прежде всего, необходимо исправить каждому самого себя. Но как это тяжко – ломать себя любимого, самонадеянного и самодостаточного! Не избавившись от своей гордыни, мы имеем наглость умничать о Церкви, осуждать то, что нашему греховному мышлению пока недоступно. Есть люди, которые не могут без иронии и внутренней злобы, подчас даже очень большой, смотреть на священнослужителей, на строящиеся храмы, иконы, кресты. Верующим понятно, какая сила возмущает души людей. Некоторые не могут удержаться, чтобы не распространять какую-либо надуманную ложь и небылицы о священниках, верующих, чтобы не помянуть святое имя Божие в своей ругани. И во всём этом находят для себя успокоение, логику и утешение. Чем только мы не занимаемся в повседневной жизни. Охотно делаем сотни дел, но стоит зайти в Церковь – начинаем скучать, во время службы и молитвы испытываем особое противодействие незримой силы, воздействующей на наше сознание. Не имея внутреннего озарения во время молитвы, душой не приготовившись к ней, мы начинаем зевать, или тянет на сон, приходят разные отвлечённые мысли, с разинутым ртом и тупым взглядом блуждаем по стенам, фрескам и т.д. Закончил человек молиться – и опять чувствует себя бодро, как ни в чем не бывало. Многие люди могут сказать, что для них лучше выполнять любую тяжелую работу, чем молиться и каяться в своих грехах. О! Как ещё живуча в нас эта зараза для человечества, марксистско-ленинская безбожная утопия. Для начала было бы прекрасно объявить сбор подписей и средств для переименования, наконец, улиц и площадей, которые носят имена безбожников-убийц: Бела Куна, Дыбенко, Ленина и т.д., организовавших в 1918-1920 годах резню в Симферополе. Около 50 тысяч ни в чем не повинных людей были без суда и следствия расстреляны на месте нынешнего Симферопольского водохранилища!!!
Но как не хочется ломать в себе стереотипы мышления, терять «драгоценное» воскресное время, ходить в Храм, как сложно заставить себя работать над самим собой, выстаивать службу, вникать в священные слова молитвы, как невыносимо трудно бывает находиться в Храме во время богослужения... Вот и не любим ходить в Церковь, потому что разучились совершенствоваться, не любим трудиться духовно, нравственно возрастать над собой вчерашним. А пробегая в заботах и делах мимо Церкви, мы скорее обратим внимание на рекламу полуголых девиц, чем остановимся, глядя на крест, благочинно осенив себя крестным знаменем, произнося слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», сделав при этом поклон. Но нам неловко перед прохожими. Над перекрестившимся человеком если не посмеются, то иронично хмыкнут люди, в чьих сердцах свили себе гнёзда темные силы зла. Как бы эти хмыкающие люди не считали, что они смеются над человеческим невежеством, но всё же их смех или ухмылка – богоборство. А если уж говорить о невежестве в подлинном смысле этого слова, то его ещё очень много в нас, но почему-то над ним не смеются, а вот с сарказмом, с движением зла в душе, относятся к проявлению религиозности в верующих людях. Запутавшееся в различных идеологиях, концепциях, лжеучениях, сектах, далёкое от Православного озарения, человеческое сердце более расположено воспринимать всё то, что порочит Церковь: низменное, греховное, а к чистому, возвышенному, святому часто остаётся глухим. Каждый час, каждую минуту мы видим и слышим по телевидению и в жизни много такого, что может ввести нас в искушение, спровоцировать на грех, на нарушение Заповедей Божьих. В мгновение ока Он мог бы испепелить все эти развратные телеканалы и радиостанции. С какой же целью Господь попускает быть искушению? Конечно, не для того, чтобы познать греховные тайники наших запутавшихся душ. Всеведущий Господь знает и без того самые сокровенные уголки нашего сердца. Искушения, болезни, страдания Бог допускает (но не напускает) для нашей же пользы, для того, чтобы мы в страданиях, в борьбе со злом, с искушениями увидели свои грехи, недостатки и слабости, которые, быть может, и не известны нам. А выйдя победителем из греховного искушения, у нас укрепляется воля к самоисправлению и совершенствованию, появляется положительный духовный опыт, без которого Возрождения общества нам не дождаться. Конечно, после стольких лет мракобесия нам крайне тяжело возвращаться к святым Истинам. Ведь на людей возлагается обязанность регулярно, хотя бы в воскресные дни, посещать Церковь, участвовать в Литургии, прилежно молиться, исповедоваться в своих грехах и причащаться, соблюдать посты, церковные каноны и т.д. Лёжа на диване, можно, конечно, уговорить себя: «Бог у меня в сердце». Этим мы только оправдаем свою духовную лень и нравственную немощь, которая мешает отличать добро от зла. Мы жаждем выхода из духовного кризиса (а значит и экономического), ищем национальную идею, а она вот у нас, под ногами, рядом. Подними её... Когда Президенты Украины мне вручали (по земным меркам) звания, меня раздирали на куски противоречивые чувства. Я был очень благодарен всем, кто голосовал за меня и кто поверил в меня. Казалось бы, я должен прыгать до потолка от счастья, но радости почему-то не было. И вот почему: мы живём в искажённом мире, где ценности извращены и изуродованы советским строем до неузнаваемости. Когда-то «Колокол», декабристы, народовольцы и т.д., а затем большевики кровавыми ножницами обрезали в нашем сознании понятие об истинных ценностях. С тех пор ещё никогда не было такого преобладания материального над духовным. Рост компьютерной информации при потере мудрости. Теряется, иногда, совсем потеряна, вера в Бога и бессмертие души. Нормы поведения и ценности, данные мировыми религиями, уходят в прошлое. Рекомендуются и принимаются новые извращённые нормы, более лёгкие и приятные, чем те, которыми люди жили несколько тысячелетий. У нас всё больше демократии, но всё меньше обязанностей. На творческой интеллигенции лежит огромная ответственность за Возрождение Украины. Ведь в руках у художника, писателя, актёра огромной силы оружие, которое должно влиять на умы людей, воспитывать их. Но, к большому сожалению, мы трусливо молчим. Кинологами уже давно подмечено: когда овчарке вешают медальки, у неё развивается что-то вроде человеческой гордыни, портится характер. Человечество понавыдумывало огромное количество способов уничтожения себе подобных, а поощрений – раз, два... и обчёлся. Творцов надо иногда хвалить, как хвалит мудрая жена за вымытую посуду. Но тут важно не перейти хрупкую грань, не зазнаться, не возгордиться, ибо это страшная болезнь, способная трансформироваться в бездушие, равнодушие и т.д. Когда в 1996 году художники проголосовали за присвоение мне звания «Заслуженного художника Украины», я отдавал себе отчёт, как отдаю и сейчас, в том, что получаю не дворянский титул, а огромную ответственность, что своим трудом, творчеством должен буду ежедневно, по 28 часов в сутки, оправдывать доверие людей, Президента Украины. Вообще было бы занятно, если бы Мане или Сезанн носили звания... Но мы живём совершенно в другой, порочной системе ценностей. От любого звания мои акварели автоматически не станут тоньше, зрелищнее, искреннее. Гордыня вряд ли коснется меня. Я так же, как и прежде буду хлебать из уготовленного всем нам дырявого корыта. Но в нашем мире звание – это ключик ко многим чиновничьим дверям. Часто художников ценят не за профессионализм, не за человеческие качества: доброту, доброжелательность, – а за звания, которые открывают двери равнодушных чиновников. И если кому-то из нас эти звания вручают – мы не должны скрежетать зубами, вставлять палки в колеса, завидовать, а нужно порадоваться друг за друга; ведь звания – это не халявные звёзды с небес, а оружие против земного равнодушия, шанс сделать что-то полезное людям, а главное, если Господу было угодно дать мне такие «подпорки», то оставшейся жизнью я тем более должен быть благодарным Ему и жить только по Его Законам. И если такие Божии подарки помогают идти к благородным целям, то «счастливчика» надо благословить и одновременно… пожалеть, ибо отныне его путь будет тернист и тяжек. Я, к сожалению, тоже жертва 70-летнего атеистического безумия. Но каюсь не только за свои грехи, но и за грехи той сатанинской власти, которая так умело зомбировала свой народ, что плоды мы пожинали, и будем пожинать долгие-долгие годы. Ведь сколько я этих Лениных, Брежневых, Марксовых портретов написал – уму непостижимо. Сколько я парткабинетов наоформлял. Разве уже это не грех? Разве в упадке нравственности в нашей стране нет и моей частички? Да, в истории народов бывали периоды, похожие на наше время. Упадок морали, развращённость и бездуховность вели к потере жизненной силы, что грозило народу гибелью, вырождением или завоеванием менее цивилизованным, но сильным врагом. Достаточно почитать Библию или историю Рима, чтобы
понять, как или почему гибли великие цивилизации. Причиной была болезнь
народа – потеря духовности, за которой следовала неизбежная гибель.
Пока мы будем питаться культурой с американских криминальных телепомоек,
возрождения ждать не приходится. В том и состоит смысл творчества художников
– призывать людей жить по христианским Вечным, светлым заповедям, остановиться,
подумать, так ли мы живём? К такой ли жизни призывал нас Господь? Но
крупицы истины тонут, к сожалению, в массе самых разнообразных и противоречивых
мнений. А это уже начало сектантства. Сбывается то, что предсказал апостол
Павел: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но
по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».
|