Леонид Герасимов | ||
Мата, или «Трубка мира»
Занятная привычка у жителей Санта-Розы – по утрам и в течение всего дня пить тонизирующий напиток – мату. Это что-то вроде чая, но по виду зелёный порошок. Видимо, какое-то возбуждающее, наркотическое действие мата производит. Люди настолько привыкли, что и не мыслят свою жизнь без неё. Наркотиком, однако, напиток не назовёшь. Пьют его все от мала до велика. Сидящих на террасе своего дома горожан невозможно представить без маты. Мату аккуратно засыпают в кую (куя – деревянный, пробковый или как исключение металлический сосуд конусообразной формы), вставляют «бомбу» (металлическая трубочка с ситечком на конце, при употреблении ситечко задерживает мелкие частички маты). Мне не встречался ни один уважающий себя бразилец, не пьющий мату. Однажды в палисаднике Санта-Розы, в доме моих друзей, в прошлом эмигрантов, произошёл занятный казус. Хозяева-пенсионеры как всегда сидели в палисаднике у дома, пили мату. Увидев проходящую компанию старых индейцев, Бруно пригласил их в дом. Аборигены были преклонного возраста, но крепенькие, сухощавые, и некоторые с гнилыми зубами, а то и вовсе без зубов. Может, в их рационе не хватало кальция, может, вода была плохая (но даже их руководители города не додумались воду очищать и дезинфицировать хлоркой), но отсутствие зубов нисколько не смущало приятелей Бруно. Все уселись за круглым столом. Внимание сразу переключилось на незнакомца – «пришельца» из другого мира. – Как там у вас, война закончилась? Всё, что за океаном, всё кажется там рядом. Ну, не у вас война* и ладно. Это детали. И, слава Богу. Старик-весельчак переключил своё внимание на принесённую хозяйкой дома Аладьей свежезаваренную мату. Кую стали передавать из рук в руки, так, как курят трубки мира в фильмах про индейцев. «Бомбу» брали в рот, смачно чавкая и сладко покряхтывая. Я понял, что «влип». Придётся быть соучастником этой «трубки». Сбежать неудобно. Я гость. Отказаться значит проявить свою неблагодарность и невежливость. А остаться и дожидаться своей очереди… О нет! Только не это. Мы, живущие по европейским меркам, не привыкли к такому проявлению симпатий. Куда бежать?! Беззубые рты продолжали смаковать любимый напиток, продолжая меня о чём-то спрашивать. Я жалко что-то лепетал, но сердце бешено колотилось. Сейчас вот дойдёт и до меня очередь взять в рот эту ненавистную бомбу, да ещё сделать вид, как мне это приятно. Ну, влип так влип! Вот до меня остаётся три человека, второй пьёт мату. Пусть подольше пьёт. Подцеплю какую-нибудь болезнь, будет мне наука сидеть дома и не рыпаться. Испарина выступила на лбу. До меня остался только один человек. Я чувствую, как в голове помутилось от «счастья», я в прямом смысле стал терять сознание… Вот «долгожданная» куя у меня в руках… Громкий хохот прервал это издевательство над священным напитком. Кажется, мои страдания все расценили как-то, что мне не понравился напиток. Это не так страшно, чем обвинение в недружелюбии и неблагодарности к хозяевам, жителям городка, в непочтении к традициям. Долго потом я полоскал рот в реке Уругвай и чистил зубы. Было стыдно за себя перед этими добрыми, чистыми душой людьми. Дети природы. Они были искренни в своём желании, угостить, порадовать гостя. Русские люди не созданы для таких экзекуций. Поздно вечером, уже засыпая, я вспоминал, как в годы войны солдаты пили из одного котелка, из одной пропахшей потом каски, воду из грязного болота. Никто не брезговал. На память пришёл рассказ старца Паисия-святогорца со Святой горы Афон, о том, как во время гражданской войны * в горах Греции жажда заставила его пить жёлтую воду из отпечатка копыта ослика. Но перед этим он осенил себя и воду крестным знамением. Я, к сожалению, в тот миг не догадался этого сделать. Да и обидел бы я этим добрых индейцев… * Гражданская война с повстанцами-коммунистами
в Греции была перед началом Отечественной войны.
|