Как я ходил на этюды
|
Детский парк. Центральный вход. |
Подаренный художником цирка новенький этюдник пах сосной,
столярным клеем, ещё чем-то неизвестным, от чего кружилась голова, и
хотелось рисовать, рисовать и рисовать. Одно время я «повадился» ходить
на этюды в детский парк. Я уже был вполне взрослый – мне было аж одиннадцать
лет. Мама безбоязненно отпускала меня, куда я захочу. В 60-е годы родители
не боялись за своих детей. Если бандиты и были, то был и «кодекс бандитской
чести». Никто не посмел бы обидеть ребёнка.
В детском парке раньше, ещё до войны, был фруктовый
сад, а во время Отечественной войны там, где сейчас аттракционы, стояли
зенитки, на случай немецкой бомбардировки. Когда Черчилль останавливался
в Симферополе, во время Ялтинской конференции, то мог наблюдать с балкона
улицы Шмидта (прежнее название Потемкинская, с одноимённым названием
моста, в районе ул. Воровского) целые ряды зениток, нацеленных в грозовое
небо. После войны парк стал детским. Фруктовые деревья остались. Черешни,
абрикосы, миндаль привлекали целые «полчища» мальчишек-смельчаков. Первое
время сторожа ещё как-то гоняли этих «разбойников», но со временем поняли
бесполезность этого занятия. Мальчишки, ломая ветви черешни, набивали
себе полные пазухи недоспелых ягод. У каждого была своя технология сбора
фруктов, свой метод.
Мой метод был предельно прост. Мне не было необходимости
бегать от сторожей. Делал я всё это вполне легально. Детскому растущему
организму вечно не хватает витаминов. Хорошо, если родители имеют возможность
покупать фрукты, а как быть тем бедным семьям, которые еле концы с концами
сводят? Короче говоря, я усаживался в детском парке, в какой-нибудь
тенистой аллейке, у поспевающей сливы. Начинал делать зарисовки, наброски,
не забывая поглядывать на ароматные сливки. Мой «бизнес» заключался
в том, чтобы войти в доверие к смотрителям парка, убедить, что я не
буду ломать деревья и ветки, примерно буду сидеть на скамеечке, делать
свои зарисовки. Когда они увидят мои наброски, то, возможно, сжалятся
над «изголодавшимся художником» и сами предложат мне немножечко сливок.
Но время шло, мой план не срабатывал. Есть хотелось всё сильнее и сильнее.
В таком состоянии я мог просидеть почти до закрытия парка. Так и не
притронувшись к свисающим надо мной плодам.
После нескольких дней такой безуспешной «охоты за
сливочным счастьем» я понял, что никому я здесь не нужен, как и эти
переопрысканные деревья. Наконец, усыпив бдительность дворников и других
хозработников своим ежедневными «пленэрами», осмелился, наконец, сорвать
маленькую сливку. К моему удивлению гром не разразился, работники не
сбежались, и руки за спину мне никто не заломил. Бабушка, естественно,
меня уже научила чужого не брать, но с другой стороны, в школе уже успели
внушить, что у нас всё общее. Если общее, то почему гоняли мальчишек
сторожа? А если это чьё-то частное, почему оно в общем саду? Ни к какому
выводу я так и не пришёл. Зато к концу месяца на моём столе скопилась
огромная стопка новых работ. Проблему «собственности» я всё же решил.
Правда, по-детски. Сливки я рвал прямо пропорционально количеству выполненной
работы. Если день был удачный, домой приносил полный этюдник спелых
плодов. Если сливы начинал «пробовать» раньше времени, работать с сытым
желудком уже как-то не хотелось. Соответственно и зарисовки были вялыми,
неинтересными.
Наконец, взрослые меня «застукали». Под конец я так
обнаглел, что, не прячась, жевал и работал. Мудрая охранница уже давно
приметила «талантливого» мальчика и наверняка знала мои проделки. Не
раз она останавливалась возле моих «ботанических шедевров», одобрительно
цокала языком и молча удалялась по своим делам.
Однажды, когда сливы по-настоящему созрели, а я как
ни в чём не бывало «мучил» очередной куст тушью и пёрышком – подошла
ко мне. В руках у неё было огромное ведро яблок. Женщина улыбнулась
и протянула его мне…
|