Как я сделал «аншлаг» кинотеатру Спартак
|
Было мне 16 лет, когда меня, несовершеннолетнего, «по
блату» устроила моя тётя Валентина Кроповинская работать художником
в кинотеатр «Спартак». Её публикации в «Крымской правде» ежедневно радовали
горожан. Открываешь, бывало, газету и сразу лихорадочно ищешь жирный
шрифт, какие новые фильмы будут в кинотеатрах «Мир» на улице Киевской,
«Спутник» на улице Севастопольской, «Родина» на Крылова, «Алые паруса»
на Карла Маркса, «Искра» на ГРЭСе, «Маяк» на водохранилище в Марьино,
«Дружба» на Украинке и т.д. Сразу же «по блату» директор поручил мне
нарисовать афишу для нового прибалтийского кинофильма. Задание дал,
а либретто* к фильму почитать как-то запамятовал. Мастерская моя находилась
в дальнем конце дворика кинотеатра со стороны улицы Карла Маркса. Огромного
размера холщёвые щиты грунтовались мелом почему-то уборщицами. Так здесь
было заведено. Итак, я с волнением приступил к работе. Почему-то по
названию фильма мне показалось, что фильм весёлый, жизнерадостный и
оптимистичный. Аккуратным «рубленным» шрифтом я вывел название фильма,
время сеансов и дату. Осталось «зажечь» афишу.
В раздумьях я долго чесал затылок, раздумывая об образе
героя. Как назло, спросить о сюжете было решительно не у кого. На свой
страх и риск нарисовал портрет мужчины в шляпе с полями, чуть загнутыми
кверху. Ведь наверняка в фильме один из героев мужчина. Правда, с полями
у шляпы я «переборщил», загнув их ровно настолько, что это была уже
шляпа ковбоя. Закончив работу, отошёл, любуясь своим «произведением».
Красочную афишу повесили с правой стороны центрального входа в парке
Тренёва (до сих пор у входа со стороны улицы Кирова и с угловой аптеки
из земли торчат металлические обрубки каркаса для афиш новых кино- фильмов,
срезанного в 70-е годы). Я был несказанно счастлив. Проходил мимо, наблюдал
за реакцией прохожих. Гордился своей работой.
В премьерный день показа фильма зал в кинотеатре «гудел».
Людей сажали даже на добавочных стульях. Аншлаг полнейший. Во времена
«железного занавеса» любой намёк на иностранное, на Америку, воспринимался
с восторгом. С какими счастливыми лицами люди шли на «Лимонадного Джо»,
«Великолепную семёрку», «Всадника без головы» (который снимали в Ялте;
занятно, что было объявлено о киносъёмках, желающие приглашались для
массовых сцен. И внизу приписка: оплата – 3 рубля. Счастливый и неискушенный
народ стал приходить и приносить каждый по три рубля…).
Радостям «художника» и директора недолго суждено было
продолжаться. Недосмотрев фильм, люди сразу по несколько человек вставали
со своих кресел и покидали кинозал. Перед началом фильма был показан
киножурнал о том, как одна из советских агрофирм совершила преступление,
откормив на свиноферме своих питомцев биодобавками. Был судебный процесс…
Тогда мы ещё не знали, что эти биодобавки будут через 40-50 лет присутствовать
почти в каждом «постперестроечном продукте». Но возмутил зрителей сам
художественный фильм. Скучный, бесталанный, нудный, чёрно-белый. Рижское
взморье. Герой идёт по дюнам. Две, три минуты. Пять минут, а он всё
идёт и идёт. Режиссеру невдомёк, что зритель уже давно «понял», – для
верности ещё добавил несколько минут. И в таком ключе весь фильм. Огорчению
зрителей и их разочарованию не было предела. В конце фильма вставали
рядами и уходили из зала, ругая киностудии, кинопрокат, кинотеатр, заодно
и художника, «обещавшего» зрителям долгожданный запад. На следующий
день моей тётке «влетело» за племянничка. Кинопрокат и кинофикация были
в 60-70 годы строгие и авторитетные организации. А ещё через две недели
«отработки» по закону директор кинотеатра в тактичной форме предложила
написать заявление. Так не удачно закончился мой печальный дебют в кино.
* Либретто – краткое описание содержания фильма, спектакля,
оперетты и т.д.
|